НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
 
 

Армен Джигарханян: «Я всегда говорил, что благодаря Гейдару Алиеву получил квартиру в Москве»
Интервью Vesti.Az с народным артистом СССР, известным актером, режиссером театра и кино, художественным руководителем и директором Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна, самим Арменом Джигарханяном. На этот раз темой беседы с легендарным актером, которого уважают и в Азербайджане, была политика. А.Джигарханян как представитель интеллигенции и как человек, хорошо знающий народы Азербайджана и Армении, говорил о Карабахе, о последствиях, который возродил этот конфликт.

- Безусловно, что карабахский конфликт - это серьезная проблема, и мы с тобой ее не решим. Почему? Потому, что изначально ее серьезно связали с религией. Одни молятся так, другие эдак… Когда я говорю о карабахском конфликте, мое главное чувство – боль. Мы живем по соседству уже много лет…

- Из Еревана в Москву вы переехали, когда вам, если не ошибаюсь, было уже 32 года. Не припоминаете, в советской Армении были какие-то недомолвки между армянами и азербайджанцами
- Не было ничего такого. Знаешь, все решают лидеры. Не важно, лидеры – президенты, простые лидеры различных обществ. Когда начались известные нам с тобой события в Ереване, Карабахе, Баку никто из мудрых агсакаллов, лидер тех или иных общин не пришел, не собрал людей и не остановил все это. То есть не призвал одуматься. Известный армянский поэт Ованес Туманян когда видел, что между армянским и азербайджанским селами начинается конфликт, к примеру, из-за канала воды (стороны спорили к какой деревне надо провести канал), тут же садился на лошадь, отправлялся в эти деревни и примирял стороны, находя компромиссный вариант. Почему в конце 80-х никто так не поступил? Вот это не понятно. За это обидно.

При Горбачеве, когда конфликт разгорался, нас – армян, азербайджанцев – собирали в Москве, мы обсуждали конфликт. Я и тогда знал, и сейчас убежден, что конфликт мы решим. Я очень верю в силу религиозных лидеров. Они всегда думают о людях больше, чем о политике. И мы должны потратить энергию для того, чтобы помириться, а не ругаться.

[b]- В самом начале вы сказали, что конфликт изначально связали с религией. По-вашему, в основе его больше национальный момент, или религиозный?
- Думаю, религиозный, наднациональный. Пара неграмотных людей смогла разжечь костер на религиозной почве. Мы не всегда любим соседа, себе подобного. Нам нравится жить рядом с тем, кто на тебя не похож. А потому азербайджанцам и армянами быть рядом было интересно, комфортно. Я всю жизнь прожил бок о бок с азербайджанцами. Мы постоянно ездили на гастроли в Азербайджан, и все было здорово. Не было никаких трений, да и не могло быть.

Мало того, вот ты знаешь, что у Армении и Турции давно не все в порядке в отношениях. Но я вспоминаю, что простые люди нормально друг к другу относились. К примеру, в советское время мы снимали фильм в одном из пограничных селений Армении, на границе с Турцией. Неожиданно услышали крики с турецкой стороны. Оказалось, что обычная корова с турецкой стороны перешла речку, по которой собственно и проходила граница, и оказалась на армянской стороне. И что ты думаешь? Никто не взял ее себе, хотя мог бы. Никто не стал ничего такого делать. Ее развернули и отправили обратно на турецкую сторону. И сделали это простые армяне. Это я к тому, что если мы с тобой захотим создать нетерпимую ситуацию, мы ее придумаем…

- Но ведь суть проблемы – территориальный вопрос – самый застарелый из всех видов конфликта на земле. Национальность, религия…все это как-то можно решить, договориться. А как быть с землей?
- Договориться. Не знаю, как решить. Знаешь, в чем наша с тобой ошибка? Мы хотим уже сегодня получить ответы на все вопросы. Не получим.

- Если бы сегодня стороны попросили вас поделиться своим рецептом решения конфликта, что бы вы посоветовали?

- У меня нет рецепта того, как решить конфликт. Потому что, у людей свежи такие чувства, как месть, обида, ревность. Это очень непростой вопрос.

- Я понимаю, что делать прогнозы самое неблагодарное дело, но каковы ваши прогнозы относительно разрешения ситуации?
- Боюсь быть резким, но мне кажется, что некоторые люди на этом конфликте руки нагревают. Вот я опять приведу пример из произведений Туманяна. Он написал рассказ под названием «Капля меда». Суть в том, что однажды возвращаясь с охоты, охотник по дороге домой решил купить банку меда в соседнем селе, где проживали жители другой национальности. В то время, как продавец разливал мед в банку, одна капля упала на сапог охотника. Собака, а он был с собакой, решила слизать мед. Но тут на нее бросилась кошка продавца, которая тоже захотела полакомиться медом. Собака и кошка стали драться. Продавец половником ударил по голове собаку. За нее вступился охотник…И вот мы видим, как уже два села стоят стенка на стенку. И я убежден, что тот, кто сейчас подогревает конфликт между азербайджанцами и армянами, имеют корыстные интересы.

Сынок, нас с тобой обманывают. Или провоцируют.

- Как считаете, антагонизм между азербайджанцами и армянами достиг своего пика? В случае, если конфликт будет решен в ближайшее время, люди скоро начнут относиться друг другу без опаски, как это делали когда-то?

- На примере Москвы могу сказать, что не все так плохо. Здесь такого нет. Я дружу с азербайджанцами, представителями иных национальностей. Вот сегодня мне звонил мой друг узбек и приглашал откушать плов. И мы пойдем с ним есть плов. Почему? Не потому, что я люблю только узбеков, а ненавижу других. А потому, что мы оба любим плов.

Сына, я хочу тебе и себе сказать, давай выбросим все эти вещи из головы. Давай не будем делить нас – армян и азербайджанцев – на друзей и врагов.

- Разрешить карабахский конфликт нам помогают Россия, США и Франция. Как вы считаете, если бы нас оставили один на один, мы скорее бы решили его или все стало бы хуже?

- Надеюсь, что у посредников благие намерения. Почему мы сегодня опираемся на эти страны? Потому что они богаты, влиятельные. Они могут помочь… Нельзя забывать, что проблема трудная, многолетняя…Ты знаешь, я однажды смеялся над одним человеком, когда он мне сказал: «Ара, эти азербайджанцы, турки в туалете задницу моют водой»…

Это я к тому, что все эти антипатии от того, у нас чего-то не хватает, что-то не так…

Знаешь, я вот сейчас что тебе расскажу. Один раз в жизни, будучи в Баку в советское время я встречался с Гейдаром Алиевым. Тогда мы снимали известную картину «Тегеран-43». Я был у него в кабинете. Он принял меня очень тепло.

Мало того, Гейдар Алиев мне потом помог получить в Москве квартиру. И я это всегда говорил, что благодаря Гейдару Алиеву я получил квартиру.

- Хотели бы приехать в Баку?

- С великим удовольствием. Я бы с театром приехал в Баку. Я много раз был в Баку. Приезжал с Ереванским Русским театром на гастроли. Очень люблю Баку. И потом Баку – самый настоящий большой европейский город с высокой театральной культурой. Повторяю, с высокой. Я не делаю комплимент. Это действительно так. Тоже самое я могу сказать про Киев, Минск.

- Выходит, если пригласят, вы с удовольствием приедете…

- Побегу, не просто приеду, побегу. Это хороший город с высокой культурой… Очень плохо от того, что какие-то полуфабрикатные люди нас рассорили. Когда я в Ереване работал в Армянском Русском театре, одной из площадок для гастролей были Нахчыван, Нагорный Карабах. Мы каждый год ездили туда…

Из-за чего в советское время могли поссориться азербайджанцы и армяне? Ну разве что из-за футбола. Кто-то болел за «Нефтчи», кто-то за «Арарат». Но дай Бог, чтобы мы и дальше ссорились только из-за таких вещей.

То, что сейчас происходит между армянами и азербайджанцами…так не должно быть…это аморально.
Ты знаешь, я никогда не был большим любителем народного творчества, но я помню, когда к нам в Ереван приезжали азербайджанские певцы, в городе творилось нечто. Стадионы, где проходили концерты, были переполнены. Тоже самое было и в Баку. Как же можно после такого зверски рассорить людей?! Да, есть проблема. Она называется Нагорный Карабах. Но мы же люди. Надо сесть и договориться. Мы же с тобой знаем миллионы примеров, как враги могут договориться. Возьмем, Германию и Россию. После чудовищной Второй мировой войны русские и немцы должны тогда еще веками ненавидеть и воевать друг с другом?!

И я не такой наивный, чтобы думать, что все так просто. Сложная проблема. И мне жаль, что так происходит. Мы живем по соседству, и так будет всегда. Так устроен мир. Азербайджанцы и армяне два очень талантливых народа… Как решить проблему? Не знаю. Надо чаще о ней говорить.

Гамид Гамидов (Москва, Россия)


 

 

 

 


 


Назад/Back